Для вас
Женский журнал: Ваш юрист, миграция, красота, кулинария, магия и многое другое.

Томирис, женщина-воин и правитель, который мог убить Кира Великого

Томирис был древним правителем Массажей, скифской пасторально-кочевой конфедерации в Центральной Азии. Она прославилась своей храбростью и особенно самой великой битвой, в которой она когда-либо сражалась — днем, когда умер Кир.

Королевство Томирис находилось в районе к востоку от Каспийского моря, в некоторых частях современного Туркменистана, Афганистана, западного Узбекистана и южного Казахстана. Большинство людей помнят Томириса за ее роль в защите от нападения Кира Великого из Империи Ахаменидов (600/576 — 530 до н.э.).

В 530 г. до н.э. она, возможно, убила одного из самых известных персов в истории.

Геродот писал, что было несколько разных историй о смерти Кира, и в качестве одной из возможных причин его гибели упоминается Томирис. История Томириса также включена в книги Страбона, Полиена, Кассиодора и Джордана.

Однако, самое раннее письмо о ней прибывает из Геродота, который жил с 484 до 425 до н.э.

Имя Tomyris и ее сына Spargapises, имеют корни в Персии, но эллинские формы их имен наиболее часто используются. Спаргапис был главой армии его матери.

Во время сражений мать и сын сражались вместе.

Существует мало информации о культурных корнях королевства Томирис, но, по словам Аммиана Марселинуса, источником массагетов могли быть аланы (индоиранцы). Они мигрировали на запад и стали доминирующей силой во многих частях Азии и оказали влияние на Европу.

Прокопий Кесарийский (500 — 560 н.э.) писал в своем История войн Книга III что массажисты были известны в его времена как гунны. Евагриус Схоластик (6 век н.э.) упомянул, что во Фракии появились люди, известные как гунны, которые ранее были известны под именем массагетов.

Томирис, женщина-воин и правитель, который мог убить Кира Великого

Азия в 323 г. до н.э., показывающая массагеты, расположенные в современной Центральной Азии. ( Всеобщее достояние )

Геродот был единственным, кто оставил четкое описание культуры массагетов:

«Массажи по своей одежде и образу жизни напоминают скифов. Они сражаются как верхом, так и пешком, ни один из методов не является для них странным: они используют луки и копья, но их любимое оружие — боевой топор. Их руки все из золота или латуни.

Для своих наконечников копий и наконечников стрел, а также для своих боевых топоров они используют медь; для головных уборов, ремней и поясов, из золота. Точно так же, как и у лошадей, они дают им латунные доспехи, но применяют золото на поводьях, долоте и щеках. Они не используют ни железа, ни серебра, не имея их в своей стране; но у них в изобилии медь и золото ».

Самая важная битва в истории массажа

Во время первых атак на массажисты Сайрус был победителем. Персы не рассматривали маленькое королевство в сердце Центральной Азии как опасного врага.

Они уже столкнулись с таким большим и более знаменитым войском, что солдаты во главе с женщиной и ее сыном не выглядели сложным соперником.

Согласно древним описаниям, персы выиграли первую битву благодаря очень умной ловушке. Они решили покинуть лагерь, который содержал богатый запас вина, и позволили Массажистым войти в него.

Скифы не привыкли пить вино, поэтому сразу же напились. Затем персы вернулись в лагерь и напали на своих врагов.

Среди пленных солдат армии Томириса был ее сын, который попросил у Кира разрешения совершить самоубийство.

Томирис, женщина-воин и правитель, который мог убить Кира Великого

Картина Кира Великого в бою из Версальского дворца. ( всеобщее достояние )

Томирис была бесстрашным лидером, но боль матери, потерявшей сына, сделала ее сильнее, чем когда-либо прежде. Когда она послала сообщение Сайрусу, он проигнорировал ее.

Затем она бросила ему вызов на вторую битву, и персы поверили, что вторая битва будет выиграна еще до ее начала.

Однако на этот раз Томирис была хорошо подготовлена, и ее армия заблокировала быстрый путь к спасению Сайруса и его армии. Она привела свою армию к победе над персами и спасла свою землю, но также отомстила за смерть Спаргаписов.

Томирис, женщина-воин и правитель, который мог убить Кира Великого

Томирис в представлении Кастаньо, 15 век. ( Всеобщее достояние )

«Большая часть армии персов была уничтожена, а сам Кир погиб, правя девять и двадцать лет. По приказу королевы был произведен поиск среди убитых тела Кира, и когда его нашли, она взяла кожу и, наполнив ее человеческой кровью, опустила голову Кира в кровь, сказав, как она оскорбляя труп: «Я живу и побеждал тебя в бою, и все же я разорен тобою, потому что ты взял моего сына с хитростью; но, таким образом, я сдерживаю свою угрозу и даю вам кровь ». Из многих других сообщений о смерти Кира, то, чему я следовал, представляется мне наиболее достойным уважения». (Геродот, I.214)

Кир Великий выиграл много сражений. Он смог победить многих из самых влиятельных людей своего времени.

Однако многие ученые утверждают, что его жизнь закончилась под ножом Томириса.

Томирис, женщина-воин и правитель, который мог убить Кира Великого

Маттиа Прети, Томирис, получающий голову Кира, 1670-72. ( Всеобщее достояние )

Гробница Томириса никогда не была найдена. Также нет разумных археологических находок, связанных с ней. Таким образом, она известна лучше всего из письменных рассказов древних писателей.

Из них кажется, что ее слава должна быть бессмертной.

В настоящее время Томирис до сих пор вдохновляет многих писателей, художников и композиторов. Она — героиня стихов Евсташа Дечампа, узбекского автора Хуршид Даврон, Халим Худобердиевой и др. Она также является вдохновителем фэнтезийного визуального искусства.

Поскольку ее реальных портретов не хватает, многие художники по всему миру создали свои собственные представления о ней. Ее имя было даже дано одной из малых планет, которая известна как 590 Томирис .

Показанное изображение: Томирис погружает голову мертвого Кира в сосуд с кровью Рубенса ( Всеобщее достояние )

Гера, Дебора Левайн, Воительница, 1997.
Гроссет, Рене. Степная империя, 1989
Бахрах, Бернард С., История алан на Западе, от их первого появления в источниках классической античности до раннего средневековья, 1973