Для вас
Женский журнал: Ваш юрист, миграция, красота, кулинария, магия и многое другое.

5 удачных итальянских танков, времён ВОВ, за которые; не стыдно;

5 удачных итальянских танков, времён ВОВ, за которые "не стыдно"

Любой историк Вам ответит, что танковые дивизии стали "визитной карточкой" Вермахта, и основной боевой силой на Восточном Фронте. Культовые немецкие танки, такие как "Тигр" и "Пантера" известны каждому школьнику.

А вот Италия подобными успехами похвастаться не могла, да и у самих итальянцев вояк с успехами было "всё плохо".Но были и исключения, поэтому сегодня мы поговорим о военной "экзотике" и рассмотрим 5 итальянских танков, которые можно назвать удачными .

Итак, для начала стоит сказать, что в отличии от своих немецких союзников, у Италии в военном деле всё обстояло весьма скромно. Похожая ситуация была и с военной техникой. Практически вся итальянская техника выпускалась двумя крупнейшими компаниями «Фиат» и «Ансальдо» .

Причём система была очень интересной, эти две компании образовали один большой машиностроительный концерн , в котором каждая из них выполняла свои задачи. «Фиат» отвечала за мотор, трансмиссию, короче за "гражданскую" часть , ну а «Ансальдо» занималось вооружением . О плюсах и минусах такой системы можно долго спорить. Как по мне, это было неэффективным решением из-за того, что компании не работали над общей моделью, и каждый думал только о своей части проекта.

Это подтверждает и практика, итальянские боевые машины так и не получили славу "Тигров" и "Пантер".

№5 Carro CV3/33 «Гроб»

По итальянской классификации эта машина проходит как лёгкий танк, хотя по мне, это больше напоминает танкетку . Башни у CV-33 не было, лобовая броня достигала всего 15 мм., а вместо орудия были два пулемёта 6,5-мм Fiat 14 , или 2 × 8-мм Fiat 35, в зависимости от модификации.

Carro CV3/33. Фото автора Madaki.

У танкетки ( давайте называть её так), было множество модификаций : огнемётная танкетка, командирская танкетка, танкетка с противотанковым ружьем, и даже мостоукладчик. Но база у этих проектов была одинакова.

За всё время, когда CV-33 была в серийном производстве, а это с 1933 по 1940 год, она была одной из основных единиц бронетанковых сил Королевства Италии . Точное количество произведенных машин установить сложно, но примерно это было около двух тысяч. Применялись эти танкетки везде где воевали итальянцы. В Африке, Франции, Испании.

На восточный фронт было отправлено 60 таких машин (вот немцы-то обрадовались наверное!).

Если говорить о реальной оценке этой машины, то тут двоякое мнение, иначе бы она не попала в этот список. Дело в том, что танкетки были бесполезны, если их рассматривать со стороны лёгких танков . С такой броней и пулемётами, они бы стали лёгкими мишенями в открытом бою.

Итальянцы её даже прозвали «гроб» , из-за низкой эффективности против "настоящих" танков.

А вот если их использовать для разведки, или "блицкригов" против пехоты , то тут уже совершенно другое дело. Итальянский генерал Бабини писал:

Поэтому если не использовать эту машину в качестве танка прорыва, то её вполне можно было назвать боеспособной .

Танкетка Carro CV3/33 в Греции. 1943 год. Фото в свободном доступе.

№4 L6/40

Этот танк был выпущен на основе опыта применения танкеток CV-33 . После долгой разработки, и постоянно сдвигающихся сроков, массовое производство удалось запустить только весной 1942 года, а всего было выпущено около 445 машин .

В качестве основного орудия использовалась автоматическая пушка 20-мм Breda 35, но помимо неё был и 8-мм пулемёт Breda 38, спаренный с основным орудием. Броня башни достигала 40 мм, лобовая 30 мм, а во всех других местах около 15 мм.

Несмотря на неплохую концепцию, этот танк "опоздал" для реалий современной войны . В 1942 году на фронте уже воевали Т-34 и Т-4 с более мощными орудиями. На Восточный фронт было отправлено два десятка подобных машин, но почти все они были уничтожены в ходе Сталинградской Битвы, либо стали советскими трофеями.

Если говорить об оценке машины, то ситуация такая же как и с CV-33 . Машина эффективна, только если её использовать по прямому назначению , то есть окружение лёгковооруженных отрядов противника, разведка, и преследования отступающих соединений.

Специалисты отдела реставрации и ремонта техники и экспонатов филиала Военно-патриотического парка культуры и отдыха Вооруженных Сил РФ в г.Кубинка отреставрировали трофейный итальянский легкий танк Fiat L6/40. Фото взято: Mil.ru

№3 Semovente da 75/18

Это штурмовое орудие было одним из самых удачных военных машин итальянской армии . САУ выпускали на базе старого итальянского танка Carro Armato M14/41, но конструкторы учли большую нагрузку, и поставили туда двигатель помощнее на 145 л. с. Эта машина выпускалась с 1941 по 1943 год итальянцами, а потом контроль перехватили немцы, после операции «Хаски» по высадке союзников, немцы фактически контролировали большую часть итальянских производительных мощностей, поэтому немцы тоже внесли свою часть изменений в конструкцию танка.

Semovente da 75/18 представляла собой типичную САУ с неплохим 75-мм орудием. Проект имел достаточное бронирование (50 мм в лобовой части) и хорошие показатели по скорости и маневренности.

Слабым местом была броня и устаревшая "база". Первый недостаток устранили немцы, изменив конструкцию передней брони танка. Надежность и ремонтопригодность танка, тоже была достаточно хорошей.

По факту, САУ Semovente da 75/18 стала первой удачной итальянской самоходкой , но до уровня советской и немецкой техники, она всё ещё не дотягивала.

Semovente da 75/18. Фото в свободном доступе.

№2 P26/40

Carro Armato Pesante P26/40 — это итальянский тяжелый танк , хотя по меркам СССР или Третьего Рейха, эту машину стоит отнести к средним танкам. Ещё до вступления в войну, военное руководство Италии осознавало необходимость тяжелых танков для своей армии.

Но их планы были далеки от реальности. Первые три танка, появились в армии Италии, только 1 августа 1943 года, когда положение Муссолини можно было назвать критическим.

Реального столкновения данного танка (по крайне мере документального)с Красной Армией не было. Но это единственный тяжелый танк итальянцев, который можно было поставить в один ряд с советским Т-34 или немецким Т-4 . Он имел 75-мм пушку и броню 50—60 мм в лобовой части и 40—45 мм по бортам.

По этим параметрам, он мог на равных сражаться с бронетехникой СССР и союзников.

Главным минусом этой машины была её надежность . Подтверждением этому стал тот факт, что получив 42 таких танка, немцы сразу же списали два из них, а остальные "распихали" по полицейским ротам. Проблемным был дизельный двигатель , который итальянская промышленность ещё и не успевала выпускать.

Из 99 танков, созданных к 1944 году, у 38 не было двигателей.

Танк P26/40. Фото в свободном доступе.

№1 Semovente da 105/25

Это машина произвела впечатление даже на немцев ! Итальянское командование нуждалось в качественных самоходках, поэтому было решено создать прототип с мощным орудием. Но изобретать что-либо новое, либо брать за основу прототип, было неразумно.

Гораздо проще было использовать в качестве базы ходовую часть серийного танка M15/42 и поставить туда бензиновый двигатель.В качестве основного орудия использовалась 105-мм пушка L/25 и вспомогательный 8-мм зенитный пулемёт Breda 38. Скорее всего итальянцы рассматривали и более мощное орудие, но они имели очень жесткое ограничение по весу из-за базы среднего танка.

У военного руководства Италии были амбициозные планы относительно производства этих самоходок, их планировалось сделать около 454 экземпляров, однако Италия капитулировала, и уже к сентябрю 1943, немцами было захвачено около 30-40 таких машин .

В отличии от других итальянских танков, Semovente da 105/25 понравилась немцам , и они даже решили продолжить выпуск самоходок для нужд Вермахта, но уже с другим орудием. Германские инженеры использовали 75-мм зенитку и 75-мм гаубицу, а сам проект в Вермахте получил обозначение «Sturmgeschütz M43 mit 105/25 853(i)» .

О боевом применении этой самоходки известно немного, но почти все случаи были на территории в боях союзниками,а оценка машины была положительной. Вот что пишет капитан Траниэлло , отправленный для инспекции итальянских бронетанковых сил:

Semovente da 105/25. Фото в свободном доступе.

Несмотря на некоторые удачные экземпляры , перечисленные в этой статье, итальянская бронетехника существенно отставала от ведущих держав Второй Мировой Войны. Итальянские танки были не просто хуже, советских или немецких вариантов, дело в том, что они технически отставали от военных стандартов того времени на несколько лет.

Комментарии закрыты.