Для вас
Женский журнал: Ваш юрист, миграция, красота, кулинария, магия и многое другое.

От хронических алкоголиков до честных офицеров — как менялся образ белогвардейцев в советском кино

От хронических алкоголиков до честных офицеров — как менялся образ белогвардейцев в советском кино

Извечный образ врага в советском кино – это белогвардейцы, то и дело «выползающие» из своих укрытий и мешающие коммунистам строить светлое будущее». Даже малые дети знали, что «беляки» – злыдни, от которых надо прятаться.

Но не всегда образ белого офицера давался в отрицательном ключе. И особенно актуальным это стало в последние годы.

А каким образом происходила эволюция (реабилитация) Белого движения в советском и российском кинематографе?

Образ белогвардейца 20-30-х годов

В советской «эпохе немого кино» даже к производству фильмов был свой подход – агитационный. И трактовка всегда однозначна: белое и черное, плохое и хорошее.

Соответственно, белые всегда изображались в плохом ключе : реакционерами-монархистами, иностранными шпионами, подлыми, во всех отношениях неприятными людьми.

Ведь руководители советского кино были кто? Члены РСДРП М.Рютин, Б. Шумяцкий и С. Дукельский. Все военные.

Участники Гражданской войны и Красного террора . Такое отношения к образу участников Белого Движения можно понять: недавно отгремела Гражданская Война, в стране бушевали бунты , а неоднозначные характеры белогвардейцев в кино могут посеять "неправильные" мысли в умах обманутых крестьян. Именно поэтому кино использовалось как инструмент пропаганды.

Образ белогвардейца в кино был карикатурным, даже часто условным . И были настолько жалкими, что их могли победить советские дети. Только одно исключение – картина «Сорок первый» 1927 года режиссера Я. Протазанова.

Но вот в 30-е образ «белого» врага постепенно обретает четкие границы, что особенно заметно в фильме «Чапаев».

Кадр из фильма «Броненосец Потемкин» 1925 год.

«Сталиниана» в 40-годы

И. В. Сталин начал следить за выходом фильмов уже давно. А с 1935 года вождь еженедельно смотрел только что отснятые ленты и давал «добро» на выход в массы . И тогда же, чтобы труды актеров и режиссера не прошли зря, фильмы стали снимать только по планам, утвержденным Политбюро и Совнаркомом.

Тогда белогвардейцев сменили эсеры, троцкисты («Оборона Царицына»), басмачи («Тринадцать») и военспецы. Возросли требования к правильному кино: нужно было восхвалять Сталина . Действовала жесткая цензура вплоть до расстрела.

За 1932-53 годы сняли около 400 кинокартин, где упоминались события Гражданской войны.

Такой подход тоже вполне ясен. На мой взгляд, во время правления Сталина, угроза белогвардейцев стала неактуальной . На место главного врага претендовали троцкисты, нацисты и капиталисты, а остатки Белого Движения стали уходить на второй план.

Белый офицер. Кадр из фильма 1937 года «Чапаев»

Советское кино 50-60-х годов

В годы, когда шло восстановление государства после ужасов Второй мировой войны, в кино образ Белого движения практически исчез . Ему на смену пришли немцы, как самые главные злодеи всех времен и народов. Поэтому разница между большевиками и белыми несколько сгладилась .

После смерти вождя народов стало легче снимать фильмы. В конце 60-х вернулись образы типичного белогвардейца – злодеев и подлецов . Таков был запрос «Госкино».

В это время сняли всем известных «Неуловимых мстителей», «Бумбараш», «Железный поток» и многие другие картины.

Белые предстали перед зрителями хроническими алкоголиками, которые купались в роскоши и праздности, живя за счет бедного народа . Их можно было найти в кабаках, бильярдных и кабаре. Но и среди них в 60-х годах стали попадаться уже не такие однозначные типажи. Появилось уважение к офицерам, орденам и погонам .

Белогвардейцы из «Неуловимых». Кадр из фильма.

«Служили два товарища»

Фильм снят в 1968 году режиссером Е. Кареловым. Я особо хочу отметить эту картину, так как она очень сильно разрушила стереотипы о Белом движении , сложившиеся за полвека в кинематографе.

Да и в сознании русских людей.

Главный герой предлагает:

Однако перед зрителями предстали такие вот большевики: красноармеец Карякин – глуповатый фанатик, разжалованный за неуважение к дисциплине и комиссарша, без суда и следствия приговорившая к расстрелу неизвестно сколько человек. Зато белогвардеец Брусенков (сыграл В.Высоцкий) – храбрый, честный и верен тому, кому когда-то присягнул.

Но потеряв Россию, он застрелился, так как потерял самого себя.

В. Высоцкий в роли белогвардейца Брусенкова. Фото в свободном доступе.

Период 70-х годов

В это время стали появляться смягченные трактовки Гражданской войны . До сих пор оставался образ террора по отношению к низшему классу со стороны белых. Но он рисуется уже как бы вынужденным, временным, а порой и ошибочным.

Одновременно закладывался стереотип : крестьяне с воодушевлением принимают все идеи большевизма. А интеллигенты и дворянство сомневаются: они боятся войны, голода и террора ( о реальном сравнении белого и красного террора можно читать здесь ). Но в итоге и они приходят к мысли, что красные шли на репрессии, исходя из соображений о грядущем благе людей («Хождение по мукам» — 2-я экранизация).

В этих кинолентах особенно яро прославлялись чекисты, которые честно репрессировали всех, кто был враждебен трудящемуся классу.

80-е годы: начало перестройки

Снова образ меняется: белогвардейцы теперь не всегда грубияны с неприятными манерами. Среди них стали чаще попадаться обаятельные и интеллигентные личности , с красивым лицом и правильно поставленной речью.

Но вот цели у них все равно остались прежними: насилие, обман и подкуп . Они хотят с помощью Запада вернуть империализм. Есть и положительные вариации: привлекательные герои-белогвардейцы оказались случайно в самом водовороте Гражданской войны и стремятся исключительно к сохранению своих ценностей.

Кадр из фильма «Срочно… секретно. Губчека» 1982 год.

Развал СССР и кинематограф 90-х

В это время появилась возможность поднять такие темы, которые прежде категорически запрещались в кинематографе . Появилась концепция "братоубийственной" Гражданской Войны ,а идеология, порождающая братоубийственную войну – это трагедия, которой нет места на земле.

Снимали фильмы, которые осуждали убийство с любой стороны, будь оно индивидуального или массового характера. Первую попытку реабилитировать Белое движение сделал Г. Рябов в картине «Конь белый» , снятой в 1993 году. Здесь зрители впервые увидели блестящего русского офицера, адмирала А.В.

Колчака в положительном ключе.

Кадр из фильма о Колчаке «Конь белый»

Фильмы, снятые в 2000-е годы

Продолжается тенденция к реабилитации белогвардейцев. Развивается концепция о том, что ужасы Гражданской войны превратили людей в палачей и жертв . Большинство большевиков превращается в персонажей с расшатанной психикой, которые жаждут власти.

А борьба двух движений закончилась провалом белогвардейцев только потому, что такова судьба. И обстоятельства.

Критик И. Смирнов в 2008 году написал о фильме «Адмиралъ»:

Теперь Белое движение стало неким романтическим эталоном . А персонажи, пытаясь сохранить свои убеждения и перенести сквозь тернии любовь к Родине, в гуще всех этих ужасов оказываются случайно.

К. Хабенский в роли адмирала Колчака. Кадр из фильма

Из современных фильмов я хочу отметить так же сериал "Крылья Империи" . ТАм нет однозначной оценке красным и белым, да и в целом фильм поднимает очень актуальные и важные темы.

Разумеется, что большая часть белогвардейцев, за очень редким исключением , это порядочные и честные офицеры, которые до конца были верны своей присяги. Но мораль моей статьи в другом, ведь на этом примере мы видим, как быстро герои и злодеи могут меняться местами .

Комментарии закрыты.