Для вас
Женский журнал: Ваш юрист, миграция, красота, кулинария, магия и многое другое.

Тео, это Генрих

«Тео, это Генрих. Иду на таран. Прощай, увидимся в Вальхалле!» — как принял свой последний бой лётчик-ас Люфтваффе

Эти последние слова, одного из самых результативных лётчиков Лювтваффе — Генриха Эрлера были переданы по радио 4 апреля 1945 года. А в этой статье я расскажу Вам, о последнем сражении этого немецкого аса.

Первые победы

Генрих попал в германские ВВС ещё до начала Великой Отечественной Войны , в 1940 году, а изначально он проходил службу в противовоздушной обороне. После этого его карьера стала стремительно развиваться, в мае 1940 года, он одержал свою первую победу за штурвалом самолёта, а в 1942 году, он присоединился к истребительной эскадре "Айсмеер" , которая вела бои на Севере.

Свой первый Железный Крест , Эрлер получил 4 сентября 1942 года, тогда на его счету было 64 воздушные победы , помимо этого он стал командиром группы (по-немецки Gruppenkommandeur ). Однако дальше, боевая удача стала всё чаще и чаще подводить немецкого лётчика.

Генрих Эрлер. Фото в свободном доступе.

Полоса неудач

Первую неудача настигла Генриха в бою с советским лётчиком Павлом Степановичем Кутаховым , который в дальнейшем возглавил советские ВВС. Однако Эрлеру удалось выжить и он продолжил свою службу в Люфтваффе.

Но настоящая беда случилась с немецким асом осенью 1944 года. Но сначала небольшое отступление. Британские ВВС вели охоту за громадным немецким линкором "Тирпиц " . Фактически он не участвовал в боевых действиях, потому что после гибели "Бисмарка", германское руководство стало сильнее беречь свои корабли.

Однако даже бездействуя, "Тирпиц" угрожал советским конвоям и сковывал действия британского флота. В конце 1943 и в 1944 году, "Тирпиц" пережил множество "покушений" со стороны британцев, однако уничтожен он не был.

Линкор

Из-за последнего налёта британской авиации, "Тирпиц" потерял возможность передвижения , и стал фактически "плавучей крепостью". Учитывая это, британское командование решило окончательно добить немецкий линкор.

Когда британские бомбардировщики летели уничтожать линкор "Тирпиц" , Эрлер со своей эскадрильей из 12 самолётов находился в 10-минутной готовности на дальнем аэродроме Бардуфосса. Когда немецкие самолёты вылетели по тревоги, они не могли понять откуда исходит опасность.

Дело в том, что информация о перемещении британских самолётов приходила из разных мест, и Генрих не мог понять, куда ему лететь.

Когда немецкий ас понял конечную цель британцев, линкор был уже уничтожен. Несмотря на то, что причиной уничтожения корабля стала совокупность факторов, во всём обвинили Генриха . На военном трибунале его изначально приговорили к смерти, но затем заменили наказание на 3 года заключения. Однако учитывая ситуацию на фронте, терять такого лётчика было бы непозволительной роскошью, поэтому его вернули в строй.

Хотя в дальнейшем следствие выяснило, что корабль был уничтожен по вине плохого взаимодействия ВВС и флота , но это был уже больше политический момент.

Последний бой

После возвращения в Люфтваффе, Эрлеру достался новейший реактивный самолёт Me.262 . Фактически в апреле 1945, в небо уже полностью контролировалось войсками союзников и Красной Армии. Был даже такой анекдот:

Генрих Эрлер со своим самолётом, ещё до уничтожения

Немцы не зря так шутили, ведь в последние месяцы войны они сражались фактически без поддержки с воздуха . Поэтому Эрлер оказывал бессмысленное сопротивление. Он продолжал свои воздушные бои, и его личный счёт дошёл до 208 сбитых противников, однако обида и унижение, нанесённое ему в результате вины за уничтоженный линкор никуда не делась.

Я думаю, что он просто искал героической смерти в бою , и в результате он её нашёл.

А вот его последние слова , которые он передал своему товарищу :

Эрлер погиб в районе Бранденбург-Брест. Можно по разному относится к целям, за которые воевал Генрих, но смерть он принял достойно .

Даже главные противники немцев — советские лётчики с уважением относились к своим врагам, что впрочем было взаимно.

А теперь вопрос читателям:

Как Вы считаете, на ком лежит вина за уничтоженный немецкий линкор?

Комментарии закрыты.