Для вас
Женский журнал: Ваш юрист, миграция, красота, кулинария, магия и многое другое.

5 результативных лётчиков-асов РККА, героически погибших в бою

5 результативных лётчиков-асов РККА, героически погибших в бою

Важнейшим фактором победы СССР в Великой Отечественной войне стал массовый героизм .

Не менее пятиста советских пилотов применили в воздушных боях таран.

Героев-смертников, которые, как капитан Гастелло, направили свои горящие самолёты на скопления сил врага, были десятки.

А в этой статье я расскажу о с оветских лётчиках, которые совершили подвиг ценой собственной жизни .

Срок обучения лётчика в годы войны составлял всего 6 месяцев, с налётом часов для курсантов – 20 часов для истребителей и 24 часа для бомбардировщиков.

Этого было мало, поэтому многие гибли по неопытности . Но те, кто преодолевал самую опасную черту первых боевых вылетов, получали ценный опыт в реальных условиях и начинали быстро прогрессировать в своём мастерстве.

№5 Борис Сафонов, 30 мая 1942 года, самолёт Р-40 Kittyhawk

Лётчик-истребитель Борис Феоктистович Сафонов отличился с первых же дней войны . 14 июля и 8 ноября 1941 года за выдающиеся победы он был награждён орденами Красного знамени.

15 сентября 1941 года семёрка истребителей И-16 во главе с Сафоновым сбила 13 самолётов люфтваффе, вернувшись на базу без потерь . За этот бой пилот получил золотую звезду Героя Советского Союза.

А через месяц майору Сафонову вверили новый авиаполк, оснащённый британскими и американскими самолётами, и предназначенный для воздушного прикрытия караванов судов PQ, доставлявших в Мурманск грузы по ленд-лизу.

На должности командира полка Борис Феоктистович продолжал совершать боевые вылеты и пополнять свой список воздушных побед.

15 января 1942 года Сафонов был награждён третьим орденом Красного Знамени , а в начале марта 1942 года – высшим авиационным орденом Великобритании – крестом За выдающиеся лётные заслуги.

30 мая 1942 года подполковник Сафонов возглавлял звено прикрытия каравана PQ-16 , состоявшего из 35 грузовых судов со стратегическими грузами и военной техникой, а также сопровождающих их военных кораблей.

На входе в Кольский залив караван в очередной раз был атакован с воздуха.

Звено Сафонова начало боевую работу.

Его глава передал по радио, что сбил 3 бомбардировщика Ю-88, но потом сказал: Мотор подбит, иду на вынужденную… – и связь прервалась.

Очевидцы рассказали, что его Киттихаук резко свалился в крутое пике, врезался в воду и затонул.

Это произошло либо от неполадок в моторе, либо вследствие его поражения ответным огнём бомбардировщиков (что подтверждается последними словами пилота).

14 июня 1942 года вышел указ о присвоении Сафонову второго звания Героя Советского Союза.

На момент гибели лётчику-асу было 26 лет.

5 результативных лётчиков-асов РККА, героически погибших в бою

№4 Владимир Микоян, 18 сентября 1942 года, самолёт Як-7Б

Второму сыну влиятельного государственного деятеля, наркома внешней торговли СССР Анастаса Микояна было всего 18 лет.

Владимир недавно закончил обучение по программе лётчика-истребителя и был отправлен под Сталинград , в 434-й истребительный авиаполк Резерва Главнокомандования, где служил его старший брат Степан.

18 сентября 1942 года в 12:45 эскадрилья под командованием Героя Советского Союза капитана Сергея Долгушина, в составе которой был и Владимир Микоян, атаковала группу немецких бомбардировщиков Хейнкель-111 . Они сбили два таких самолёта, которые упали в расположение наших войск.

Но потом им пришлось ввязаться в воздушный бой с истребителями прикрытия – Bf.109 (Мессершмитт).

Самолёт Владимира Микояна был прошит очередью с Bf.109, в результате чего пилот, по всей видимости, был ранен.

Его машина сначала свалилась в пике, но потом лётчик сумел вернуть самолёт в горизонтальный полет.

Потом, видимо, силы покинули Владимира, потому что его Як-7Б снова потерял управление, практически вертикально врезался в землю и взорвался . Посмертно Владимир Микоян был награждён орденом Красного Знамени.

5 результативных лётчиков-асов РККА, героически погибших в бою

№3 Александр Мамкин, 11 апреля 1944 года, самолёт Р-5

Зимой 1943-1944 гг. белорусские партизаны узнали, что в деревню Бельчицы из Полоцка переехал детский дом №1, в котором находилось около 200 советских детей.

От воспитателей партизаны узнали, что немцы собираются куда-то вывозить детдомовцев. Решено было организовать эвакуацию детей за линию фронта .

18 февраля 1944 года под покровом темноты партизаны вывели детей из деревни и забрали их в лес.

Вторым этапом операции, которая получила название Звёздочка, был переброс ребят по воздуху через линию фронта . Его провели самолёты 3-й воздушной армии, которые доставляли партизанам боеприпасы и продовольствие.

Детей и воспитателей помещали не только в фюзеляж, но и в самодельные люльки, подвешенные к крыльям . Одна из погрузок детей в самолёты была снята фронтовым репортёром Марией Суховой.

В кадр попал и 27-летний лётчик – лейтенант Александр Мамкин.

В ночь с 10 на 11 апреля 1944 года на самолёте Р-5 он осуществлял свой девятый вылет в рамках этой операции . Вёз 13 человек – 7 детей в кабине штурмана, ещё 3 детей и воспитательницу Валентину Латко в грузовом контейнере под фюзеляжем, и двух раненых партизан – в подвесных люльках под крыльями.

При пересечении линии фронта самолёт был обстрелян (по одним данным, зенитками, по другим – немецким истребителем).

Попадание было в двигатель, который загорелся.

Если бы Мамкин летел с грузом, он бы набрал высоту и выпрыгнул с парашютом. Но с пассажирами на борту пилот не мог такого себе позволить .

Поэтому он сажал горящий самолёт на ровную площадку – лёд озера Болныря, даже когда пламя перекинулось на его кабину, начали тлеть одежда и шлемофон.

ВСЕ пассажиры самолёта остались живы.

А лётчик получил ожоги, не совместимые с жизнью.

Подоспевшие бойцы Красной армии доставили его, находящегося без сознания, в госпиталь.

Но шансов на спасение не было. Медики назвали чудом тот факт, что человек смог благополучно посадить неисправный самолёт, а не умер ещё в воздухе от болевого шока .

5 результативных лётчиков-асов РККА, героически погибших в бою

№2 Григорий Николаев и его экипаж, 14 сентября 1944 года, самолёт Пе-2

В восьми километрах от Риги, в поселке Марупе похоронен в братской могиле экипаж советского бомбардировщика Пе-2 124-го гвардейского авиаполка. 14 сентября 1944 года они повторили подвиг Николая Гастелло и его экипажа .

Командир экипажа, подполковник Григорий Андреевич Николаев, был командиром бомбардировочного авиаполка и руководствовался в боевой работе принципом Делай, как я!.

Он лично водил на цели девятки пикирующих бомбардировщиков Пе-2, обучая менее опытных пилотов точному удару по цели.

Под его личным руководством в полку были полностью изжиты небоевые потери и лётные происшествия.

В роковой день 14 сентября 1944 года самолёт, который вёл комполка, был подбит огнём немецкой зенитной артиллерии (по другим данным – истребителем люфтваффе), загорелся и стал быстро терять высоту.

Григорий Николаев принял решение таранить колонну немецких танков и грузовиков, скопившихся возле ж/д переезда.

Вместе с ним в этом смертоносном ударе по врагу погибли штурман Сергей Люлин и радист Дмитрий Мамченков.

Сразу после войны в Марупе приехали однополчане погибших лётчиков.

Они нашли очевидцев воздушного боя 14 сентября 1944 года.

А после упорных поисков рядом с железнодорожным переездом разыскали в заросшей сорняком воронке обломки самолёта Пе-2.

По номеру на двигателе опознали машину Григория Николаева . На братской могиле лётчиков был воздвигнут обелиск, и ещё много лет к нему периодически приезжали со всей страны ветераны 124-го гвардейского авиаполка.

5 результативных лётчиков-асов РККА, героически погибших в бою

№1 Николай Артамонов, 26 марта 1945, самолёт Ла-5ФН

Герой Советского Союза Николай Артамонов (награду получил в августе 1944-го) 26 марта 1945 года штурмовал механизированную колонну врага в районе села Тельдинце , в 25 км севернее венгерского города Эстергом.

Он был сбит зенитным огнём и направил горящий самолёт в скопление вражеской техники.

К моменту гибели Николаю Семёновичу было 24 года.

К началу войны он окончил 2 курса Московского авиационного института, а в 1942 году – Вязниковскую военно-авиационную школу пилотов.

На счету Артамонова было 354 боевых вылета, 55 воздушных боёв.

В них он лично сбил 28 самолётов люфтваффе и ещё 9 – в составе группы.

5 результативных лётчиков-асов РККА, героически погибших в бою

По официальным данным, ВВС СССР потеряли за годы Великой Отечественной 47 844 самолётов . Погибло в бою 27 600 пилотов и членов экипажей: 11 874 в истребительной, 7 837 в штурмовой, 6 613 в бомбардировочной, 587 в разведывательной и 689 в транспортной авиации.

Потери очень масштабные, но как по мне, у этого есть свои объективные причины . Во-первых это грубейшая ошибка Сталина и командования РККА, которое позволяло немцам расстреливать беззащитные советские самолёты на аэродромах, в первые дни войны.

Во-вторых это уровень подготовки пилотов.

Лётчики Люфтваффе проходили очень серьезную подготовку, а в условиях неожиданной войны, у советских ВВС просто не было такой возможность.

Ну и в-третьих это конечно опыт.

За спиной немецких пилотов стояла европейская кампания, а наши в лучшем случае летали на учебных самолётах.

В заключение стоит сказать, что смерть в бою — это достойная гибель для любого воина , и вызывает уважение независимо от того на какой войне он сражался.

Комментарии закрыты.