Для вас
Женский журнал: Ваш юрист, миграция, красота, кулинария, магия и многое другое.

Байдарки (45 фото): что это такое? Одноместные каркасные модели для рыбалки, пластиковые и другие байдарки. Чем они отличаются от каяков?

Байдарки: разновидности, лучшие модели и критерии выбора

Целый ряд людей имеет интересное хобби – катание на лодке.

Оно может быть составной частью рыбалки либо же просто оригинальным проведением досуга, который позволяет хорошо отдохнуть от городской суеты, набраться сил и просто получить массу приятных эмоций и впечатлений. Но существуют различные виды лодок.

Один из них – байдарка, которую обычно применяют в спортивных целях.

Попытаемся разобраться, что это такое, чем она отличается от каяка, какая она бывает и из чего делается.

Что это такое?

Байдарка представляет собой небольшую длинную лодку, оснащенную веслами, которая в последнее время довольно активно применяется для семейных прогулок, в туризме, водном спорте, рыбалке.

Байдарки, по сути, являются модернизированной версией моделей, что активно использовались в древности – байд.

Нынешние байдарки делаются из различных материалов. Чаще всего – многослойного пластика, композитных материалов, фанеры, дюралюминия.

Они могут быть разных видов: монолитные, надувные, каркасные.

Также они делятся на группы по количеству мест: одно-, двух- и трехместные.

Отметим, что традиционно данная категория лодок управляется при помощи специальных упоров для спины, коленей и стоп, а также двухлопастных весел. Новичкам сначала придется научиться управлять таким транспортом, что не так-то просто, как может показаться на первый взгляд.

И лишь потом уже можно использовать байдарку. Иначе можно случить так, что она вместо того, чтобы плыть нужным курсом, начнет вертеться на одном месте либо вообще перевернется.

Но сначала, конечно, следует выбрать правильный вариант такой лодки.

Сравнение с каяком

Теперь попытаемся разобраться, в чем разница между каяком и байдаркой.

Многим кажется, что это одно и то же, но на самом деле у них имеются довольно серьезные отличия.

Считается, что каяки были изобретены эскимосами, которые собирали эти маленькие лодки, рассчитанные на одного гребца, из костей и обтягивали шкурами животных, чтобы отправиться на охоту. Каяк отличается от байдарки тем, что может быть одно- либо двухместным и может оснащаться сиденьем откидного типа для детей.

А байдарки делались алеутами и создавались из древесины.

Да и могли транспортировать до 6 человек за раз.

Сейчас производится одноместная, двухместная и трехместная лодка такого типа. На рынке также встречается и 4-местная модель, которая может быть оснащена грузовым отсеком, герметичным люком, а также разного рода приспособлениями, чтобы времяпрепровождение было максимально комфортным.

Обычно такие лодки используются в различных соревнованиях.

Кроме того, байдарки отличаются от каяков большими габаритами, более высокой скоростью.

Но их поворотливость будет существенно ниже.

На каяках легко забираться в какие-то глухие части водоемов и самому ловить рыбу.

А вот байдарки больше подойдут для семейного отдыха и походов на много дней с ночевками.

На байдарках можно перевозить большое количество багажа.

Если говорить о видах байдарок, то следует сказать, что они бывают различных типов и категорий.

Например, байдарка можно быть разборная, цельнолитая, каркасная, надувная и так далее.

Теперь скажем чуть подробнее о каждой категории.

Разборная байдарка – это более усовершенствованная версия древних северных байдарок. У них есть корпус и каркас, что обтягивается оболочкой.

Составными частями каркаса являются пиллерсы, детали крепежа, фальшборта, шпангоуты, стрингеры, кильсон, штевни, привальные брусья.

Все они сделаны из дюралюминия либо крепкой пластмассы.

Это позволяет обеспечить жесткость корпуса.

Такие решения обычно дополнены различными техническими приспособления для улучшения характеристик байдарки и удобства пользования.

Лодочная оболочка обычно полностью закрывает их верх, оставляя при этом открытыми части для размещения посадочных мест, что образуют кокпит.

Каркасная, или как ее еще называют «складная байдарка», – наиболее удобное решение для размещения груза и далеких плаваний. В разобранном состоянии такая лодка может лежать где-то в углу помещения.

А доставить ее до водоема можно на обычном транспорте и собрать минут за 40.

Если говорить о цельнолитых аналогах, то они делаются из крепкого пластика, полиэтилена, а также материалов композитного типа высокой прочности. Их отличает долговечность и высочайшая прочность.

Такие лодки можно назвать «неубиваемыми», по причине чего они используются для сплава по речкам высочайшей трудности и гребного слалома.

Самыми популярными среди этой категории моделей будут полиэтиленовые.

Они имеют небольшую массу и хорошую ремонтопригодность. Такая лодка крайне легкая и может быть туристическая, с мотором, с педальным приводом на гребной винт, с транцем, дополняться рулевым управлением.

Существует и рыболовная версия такой лодки, а также морские лодки.

Байдарки, имеющие литой корпус, будут отлично скользить по воде, набирать скорость, выдерживать удары и влияние агрессивной среды, а также резкие перепады температур.

Надувные модели чем-то похожи на надувные лодки, но делаются они не из прорезиненной ткани, а из плотного материала ПВХ, который состоит из большого количества слоев.

Баллоны таких моделей могут накачиваться до 3 атмосфер, что придает им высокую жесткость и отличные скоростные характеристики.

Надувные модели, которые выпускаются в наше время, делаются с использованием новейших методик сварки и склейки швов, что позволяет создавать разные формы баллонов и менять байдарочные обводы. Они могут иметь надувное дно, что выступает вниз.

Часто оно усиливается вкладышами, отделениями для багажа.

Надувные модели очень легкие и их можно транспортировать по суше без какого-либо труда.

Им отдают предпочтение в каких-то дальних плаваниях, что подразумевают посещение труднодоступных участков и мест.

Самые современные надувные байдарки могут выдерживать мощные удары, сильные температурные перепады, а также влияние сред агрессивного типа. У них может быть рулевое управление с педальным приводом на гребной винт, с маломощным мотором.

Вообще, они пригодны к использованию в любую погоду.

Среди таких байдарок есть также модели с довольно нестандартной формой баллонов, сечение которых формирует восьмерку, и бортами, что выгнуты по длине.

Такие модели имеют невысокую парусность и отлично держат курс на высокой волне.

Обычно их используют для плавания по пресноводным и морским акваториям.

Каркасно-надувные модели создавались для того, чтобы облегчить каркасные байдарки и сделать их более плавучими и подходящими для сплава по бурной воде. Такие модели имеют каркас, оболочку и надувные элементы, что располагаются между каркасом и обшивкой.

Раньше баллоны просто вкладывали в оболочку, а сейчас они в нее как бы интегрированы.

Такие лодки крайне подвижны, маневренны, поворотливы и просты в управлении.

Если такая лодка получит повреждения, то ее можно очень быстро отремонтировать при помощи наклеивания латок.

В последних моделях таких байдарок обычно применяется 2 баллона, что разделены между собой герметичной мембраной.

Такая конструкция будет практически непотопляемой, так как при получении какой-то пробоины лодка будет держаться на плаву благодаря трем иным отсекам.

Такие байдарки могут применяться для сплава, рыбалки, экспедиций, охоты, туристических путешествий.

В разобранном виде может поместиться в небольшой рюкзак, а собирается она максимум за 20 минут.

Кроме того, байдарки могут подразделяться на группы по сфере использования. По данному критерию они могут быть морские, рыбацкие, сплавные, туристические, спортивные.

Морские байдарки имеют дно килеватого типа, а также острую, чуть приподнятую корму с носом.

Их дополняют стеги, что обеспечивают курсовую устойчивость при ветре встречного типа и на волнах.

Рыбацкие варианты имеют держатели для удилищ, крепления для эхолотов и поворотные панели. Спортивные аналоги имеют обтекаемую узкую форму и делаются из материалов композитного типа.

Туристические байдарки имеют вместительные отсеки для багажа, люки для перевозки небольших предметов, а также бутылочные держатели.

Отличительными их чертами являются плавные обводы и плосковатое дно.

Материалы

Раньше лодки типа байдарок делались из древесины. Потом, после изобретения соответствующих материалов, появились пластиковые модели и лодки из ПВХ.

Если вести речь о разборных лодках, то каркасы там делаются из металлических легких сплавов, а также некоторых деревянных элементов и пенопласта.

Покрытие обычно делается из прочного непромокаемого материала – «оксфорда», кордуры или ПВХ-тканей различного типа.

Отметим, что ПВХ-ткани применяются в надувных каяках, а часть жестких элементов производится из других спецматериалов: пенопласта, резины и так далее.

Неразборные модели производятся из карбона и пластика.

Свойства этих материалов позволяют сделать байдарки очень устойчивыми к износу.

Размеры

Следует сказать, что габариты и размеры лодки напрямую будут влиять на такие характеристики, как грузоподъемность, управляемость и скорость.

Чем дно будет более широким, а длина короткой, тем устойчивость лодки будет выше, однако быстроходность снизится.

Чем лодка будет уже и длиннее, тем большую скорость она может развивать, но тогда байдарка будет слишком подвижна.

Если лодка короткая, то такая модель подойдет исключительно для сильного течения и экстремального сплава.

Рассмотрим габариты обычной современной двухместной байдарки, чтобы можно было примерно понять, какие размеры у нее имеются, и судить о ее характеристиках. Длина такой модели обычно составляет от 4,5 до 6 метров.

Ширина будет составлять от 60 сантиметров до 1 метра.

Высота – от 25 до 40 сантиметров, а осадка – от 10 до 20 сантиметров.

Рейтинг производителей

Небольшой рейтинг производителей байдарок поможет принять наилучшее решение в том или ином сегменте.

Отдельно следует сказать о надувных байдарках, а также туристических и спортивных.

Если говорить о последних, то они делаются из композитных материалов или прочного пластика и являются неразборными. Наилучшими считаются модели Nelo, что имеют форму в виде стрелы.

Их обычно используют для участия в международных состязаниях.

Они сделаны из кевлара и их иногда применяют для сплава по рекам высокой сложности.

Популярные спортивные байдарки – ECSI.

Их также применяют для тренировок и соревнований.

Они выполнены из стеклоткани с кевларовым покрытием.

Делаются по методике вакуумного формования и имеют высокую жесткость и прочность.

Интересные байдарки поставляются на рынок под брендом Plastex.

Данная категория байдарок предназначена для марафона либо спринта. Они делаются из эпоксидной смолы, что укреплена стеклотканью и кевларовой тканью.

Изделия отличаются способностью выдерживать серьезные удары, быстро ускоряются, имеют высокую пластичность и довольно долговечны.

Пластиковые модели чаще всего являются неразборными.

Их отличает высокая прочность, долговечность, хорошая система безопасности и устойчивость к повреждениям.

На сегодняшний день лучшей моделью в этом сегменте является Malibu II XL Sky 2.

Она выполнена из экологически чистого пластика высочайшей прочности. Отличается удобной конструкцией, приподнятым носом и овальным слегом.

Такая модель будет отличным решением для путешествий.

Еще одна интересная модель из этого сегмента – Pungo 120.

Она выполнена из легкого полиэтилена и может быстро разгоняться.

Данная модель предназначена для путешествий по спокойной воде, но может использоваться и на реках средней трудности.

Имеет малый вес и отличную ремонтопригодность.

Модель из этой же категории – Wilderness Northstar. Она выполнена из многослойного полиэтилена и предназначается для семейных прогулок, а также длительных путешествий.

У байдарки имеются большие отсеки для багажа, рулевое управление и дополнительное сиденье для ребенка.

Последняя модель из этого сегмента – Perception Expression.

Она больше подойдет для морских путешествий. Эта прозрачная модель от одноименной английской компании, считается одной из лучших.

Оборудована зональными сиденьями повышенной комфортности, большими герметичными камерами.

Имеет небольшой вес и габариты.

Если говорить о надувных моделях, то они являются наиболее доступными по цене и простыми в эксплуатации.

Самой популярной является байдарка под названием «Щука», выполненная отечественным КБ «Сталкер».

Она очень легкая и дешевая – существенно доступнее других моделей надувного типа.

В то же время она делается и высокопрочных кордовых материалов.

Данная модель может набирать отличную скорость, имеет маленькую осадку и хорошую вертикальную гибкость.

Все это дает ей возможность отлично проходить по мелководью и позволяет не получать повреждений при посадке лагом на камни.

Еще одной ее отличительной чертой будет устойчивость.

Вторая модель из этой категории, которую можно назвать удачной, – «Нева».

Она имеет полихлорвиниловый корпус и выпускается для двух или трех человек.

Предназначается для рыбалки и прогулок.

Модель, которая заслуживает внимания, – «Викинг».

У нее отличная грузоподъемность, имеется 6 герметичных отсеков, может перевозить до 3 человек и имеет массу всего 17 килограммов.

Интересна и модель «Ладога». Подходит для дальних плаваний.

В ней имеются вместительные отделения для багажа, она легко управляется, может развивать хорошую скорость и отлично держит курс на волнах при ветре.

Имеет емкости непотопляемости и руль с педальным приводом.

Заслуживает внимания байдарка – Legor.

Имеет небольшую массу и крайне легко собирается.

В сложенном виде очень легко транспортируется.

Предназначена для плавания по спокойной воде.

Если говорить о продукции зарубежных производителей, то лучшими будут изделия от фирмы Sevirol.

Их делают из стекловолоконной сетки, что покрыта поливинилхлоридом.

Также они оснащаются надувными подушками.

Как выбрать?

Выбирая байдарку, в первую очередь следует понимать, для чего она выбирается. Для рыбалки подойдет одна модель, а для охоты будет другая.

Если нужна незаметная байдарка, то она не должна быть красная. В общем, моментов много.

Попробуем описать основные.

Итак, первый критерий, который важен для выбора, – размеры. Это будет серьезно влиять на скорость, грузоподъемность и управляемость.

Улучшение устойчивости ведет к снижению быстроходности.

Если модель узкая и длинная, то будет развиваться хорошая скорость, но байдарка будет крайне подвижна.

Второй критерий – устойчивость.

Чем она выше, тем лучше лодка может противостоять внешним воздействия и возвращаться в прямое положение.

На этот аспект влияет центр тяжести и форма части, что находится под водой.

Лучше, чтобы она была прямоугольной.

Надувные байдарки имеют самую лучшую устойчивость.

Третья характеристика, влияющая на выбор байдарки, – ходкость. На этот параметр будут влиять сопротивление формы судна и воды, а также длина волны.

Поэтому хорошая надувная байдарка не должна иметь острую ватерлинию носа, из-за чего не будет слишком быстрой.

Чем изделие длиннее, тем она будет быстроходнее.

Еще одна важная деталь – управляемость. По этому параметру более качественной будет длинная модель, но ее будет сложнее разворачивать, чем короткую.

Такая будет маневренной, но баланс тут будет держать труднее, как и курс.

Важным критерием будет и непотопляемость. Особенную важность данная характеристика приобретает в дальних путешествиях.

По этому аспекту самыми лучшими будут надувные байдарки, а наихудшими – каркасные.

Кроме того, важной будет и ремонтопригодность. В данном случае самой практичной будет надувная лодка, ведь ремонтируется она просто и быстро, да и повредить ее на воде почти нереально.

Каркасные аналоги чувствительны к физическому воздействию различных физических факторов.

А пластиковые модели могут повредиться от каких-либо сильных ударов.

Важным фактором выбора будет и материал, из которого выполнена байдарка. Сейчас самыми распространенными являются пластик, ПВХ-ткани, металл, карбон.

Использование таких материалов позволяет существенно повысить износостойкость такой лодки.

Не менее важным моментом будет и сложность процесса сборки байдарки. Опытные люди обычно справляются с этим где-то за час, если делают это впервые.

Естественно, что чем чаще это делаешь, тем быстрее это будет получаться. Среднее время сборки любой байдарки составляет минут 40.

Если говорить о надувной – то 15 минут. Пластиковые неудобны тем, что их нужно возить в прицепе или на багажнике.

А надувную можно надуть прямо на пляже.

Важной будет и такая характеристика, как вместимость. Если вы ищете изделие для туристических целей, то одноместное – точно не вариант.

А вот двух- или трехместные байдарки – то, что вам нужно.

Кроме того, лучше будет, если лодка будет каркасной.

В таких моделях вместимость будет больше, чем в надувных, а ходкость – существенно лучше.

О том, как выбрать байдарку, смотрите в следующем видео.

Комментарии закрыты.